Новости

Украинцы кинулись скупать самолеты и записываться в летные курсанты: в ходу модели от $40 тыс.

За год пандемии коммерческие авиаперевозки пострадали очень сильно, но в то же время среди обеспеченных людей значительно возрос интерес к частной авиации.

В Украине увеличилось число тех, кто уже купил собственный самолет, задумался об этом или же арендовал воздушное судно для личных целей.

Сколько стоит самолет

Интерес к частной авиации за время пандемии вырос как во всем мире, так и в Украине. Об этом UBR.ua рассказал авиабизнесмен и автор YouTube-канала "Записки пилота" Владимир Васильев.

"Количество запросов и желающих приобрести самолеты выросло в разы", – сравнил он 2020 год пандемии с тенденциями предыдущего 2019-го.

По его словам, для бизнесменов или людей, привыкших путешествовать, частный самолет остался чуть ли не единственным доступным средством передвижения.

Владимир Васильев сообщил, что среди украинцев спросом пользуются самолеты и по $50-60 тыс., и по $100-300 тыс. или еще больше.

"Достаточное количество людей, которые в состоянии тратить и миллионы на самолеты", – рассказал он, отметив, что речь идет прежде всего о "людях бизнеса". Раньше эта категория пользовалась авиалиниями, потому что сеть авиаперевозок была "отлично отстроена".

"Сейчас сложилась ситуация, что люди готовы покупать самолеты именно как средство передвижения", – подчеркнул он. По его оценкам, средний счет на покупку частного самолета в Украине составляет около $200-300 тыс. Но при этом достаточно людей, которые покупают в промежутке $40-100 тыс.

Если говорить о самолете в ценовом диапазоне от $50 тыс. до $0,5 млн, то если человек может позволить себе недешевый автомобиль, то он в состоянии содержать и самолет.

Среди популярных в Украине авиапроизводителей он назвал Cirrus, Piper, Cessna и Beechcraft.

Авиабляхи

Геннадий Хазан, глава Всеукраинской авиационной ассоциации "АОПА-Украина" (объединяет владельцев и пилотов частных воздушных судов) оценил количество купленных и завезенных в Украину частных самолетов приблизительно на таком же уровне, как и в 2019 году.

Читайте также  Embraer поставил 250 бизнес-джетов в Латинскую Америку

По его словам, некоторые ставят их на украинскую регистрацию, но есть часть тех, кто оставляет самолеты на европейской или американской регистрации. Большинство все же предпочитают "прописывать" летательные судна в Украине, отметил в беседе с UBR.ua Хазан.

Он также подчеркнул, что новый самолет покупать "не оптимально". Например, если на вторичном рынке самолет стоит $40 тыс., то цена нового может достигать $600-800 тыс.

Поэтому сравнения с автомобилями в частной авиации не срабатывают. Самолет, которому 40 лет, может выглядеть лучше и пребывать в лучшем состоянии, чем 10-летний авто. Все зависит от того, кто и как летал, где и как содержал аппарат, а также от других многочисленных факторов.

По словам Хазана, подержанную Cessna можно приобрести за $60 тыс. Полетав на ней лет 10 – естественно, потратив деньги на ее надлежащее содержание – можно продать этот самолет за те же $60 тыс. За то же время новый самолет потеряет в стоимости около 35-40%.

Самолеты, выпущенные менее десяти лет тому назад, оборудованы самой современной авионикой, которая сама по себе стоит "бешенных денег", добавил эксперт.

Ан и Ми – самые ходовые

В Государственной авиационной службе на запрос UBR.ua ответили, что при регистрации воздушных судов (ВС) не предусмотрено их распределение на частные или коммерческие.

"В связи с чем предоставить информацию о частных самолетах и вертолетах, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины, не представляется возможным", – заявили в пресс-службе ведомства.

По состоянию на 10 апреля 2021 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины зарегистрировано 860 ВС, из которых 578 самолетов и 175 вертолетов.

По данным Госавиаслужбы, самыми распространенными моделями в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины являются Ан-2 (79 ед.) и Ми-2 (41 ед.).

Читайте также  Сервисная сеть Dassault усиливает позиции в Малайзии

Ведомство предоставило общую статистику по приросту зарегистрированных в Украине воздушных судов за последние три года:

  • 2020 год – 73;
  • 2019 – 95;
  • 2018 – 92.

Расход топлива

Владимир Васильев по просьбе UBR.ua сравнил топливные расходы на автомобиль и самолет. На дорогу Киев-Львов Toyota Land Cruiser с пятилитровым двигателем "возьмет" 15-20 л топлива на 100 км пути. Самолету потребуется 60 л/100 км, но он летит со скоростью 350-400 км/ч.

Если сравнивать затраты времени и денег, то самолет будет ненамного дороже. "Если вы полетите на бизнес-джете, конечно, это будет дороже", – отметил он.

Директор по маркетингу компании Rotor Алина Скороходова сообщила, что на частном самолете дорога из Харькова (место базирования предприятия) в Киев занимает один час. А добраться практически в любую точку страны можно за 2,5 часа – в зависимости от того, будет ли попутный ветер или нет, сделала оговорку она.

По ее словам, выросло число курсантов в летной школе компании. Люди начали лучше понимать, зачем им лицензия частного пилота. Так легче передвигаться не только по Украине, но и летать за рубеж.

Где и как хранить личные самолеты

Одна из крупнейших баз частной авиации – в Житомире. Количество самолетов там Владимир Васильев оценил в 45-50 единиц.

По 20-30 самолетов базируются и на других аэродромах. Например, возле Киева – в Гоголеве, Теличках, Бузовой, а также – в Коломые (Ивано-Франковская обл.), во Львове, в Полтаве, Харькове, Днепре, Запорожье, Одессе.

Васильев отметил, что в Украине развивается и наземная инфраструктура. "Далеко не единичные случаи, когда люди покупают землю, строят частные аэродромы", – сообщил он.

За последний год такие аэродромы открылись в Подгорье (Ивано-Франковская обл.), в Ровно и под Киевом строятся такие объекты.

Владелец компании-провайдера NetAssist Максим Тульев в 2017 году приобрел в США самолет Mooney M20TN Acclaim Type S. Он предпочитает содержать его в Житомире, который назвал "Меккой малой авиации" в Украине. Туда достаточно просто доехать – всего полтора часа от центра Киева, отметил он.

Читайте также  Bizav – рекордсмен

По его наблюдениям, количество бортов в этом аэропорту доходит до сотни и за последний год их число выросло примерно в два раза.

Максим Тульев рассказал об еще одном преимуществе путешествий за рубеж на собственном самолете. "Если я прилечу на своем самолете в другую страну – ко мне будут применены правила как для экипажей самолетов, то есть практически нигде нет карантина или требований ПЦР-анализа", – рассказал он.

Каким будет спрос после пандемии

По словам Владимира Васильева, после теракта 11 сентября в 2001 году на general aviation (общепринятый термин для частной авиации) вырос спрос на 450%. В это число вошли как те, кто пожелал купить самолет, так и арендовать его.

Даже если допустить, что пандемия завтра закончится, на восстановление "линейной авиации" потребуются годы, отметил эксперт. Чем дольше тянется пандемия, тем больше банкротится и закрывается авиакомпаний.

В то же время число желающих путешествовать не уменьшается.

Самые популярные самолеты всех времен

По данным The Daily Telegraph, первое место в мире в количественном выражении принадлежит Cessna 172. Начиная с 1956 года и по настоящее время было выпущено около 44 тыс. единиц этой модели.

Второе и третье место заняли боевые машины времен Второй мировой войны: Ил-2 (почти 36,2 тыс.) и Messerschmitt Bf 109 (34,85 тыс.).

Примечательно, что в "десятку" вошли еще по два представителя брендов, популярных в Украине среди авиавладельцев. Это Piper PA-28 series (более 32,7 тыс.), Cessna 150 (31,5 тыс.), Cessna 182 (22,2 тыс.) и Piper J-3 Cub (20 тыс.).

Источник: UBR.UA

Добавить комментарий