Новости

Украинцы кинулись скупать самолеты и записываться в летные курсанты: в ходу модели от $40 тыс.

За год пандемии коммерческие авиаперевозки пострадали очень сильно, но в то же время среди обеспеченных людей значительно возрос интерес к частной авиации.

В Украине увеличилось число тех, кто уже купил собственный самолет, задумался об этом или же арендовал воздушное судно для личных целей.

Сколько стоит самолет

Интерес к частной авиации за время пандемии вырос как во всем мире, так и в Украине. Об этом UBR.ua рассказал авиабизнесмен и автор YouTube-канала "Записки пилота" Владимир Васильев.

"Количество запросов и желающих приобрести самолеты выросло в разы", – сравнил он 2020 год пандемии с тенденциями предыдущего 2019-го.

По его словам, для бизнесменов или людей, привыкших путешествовать, частный самолет остался чуть ли не единственным доступным средством передвижения.

Владимир Васильев сообщил, что среди украинцев спросом пользуются самолеты и по $50-60 тыс., и по $100-300 тыс. или еще больше.

"Достаточное количество людей, которые в состоянии тратить и миллионы на самолеты", – рассказал он, отметив, что речь идет прежде всего о "людях бизнеса". Раньше эта категория пользовалась авиалиниями, потому что сеть авиаперевозок была "отлично отстроена".

"Сейчас сложилась ситуация, что люди готовы покупать самолеты именно как средство передвижения", – подчеркнул он. По его оценкам, средний счет на покупку частного самолета в Украине составляет около $200-300 тыс. Но при этом достаточно людей, которые покупают в промежутке $40-100 тыс.

Если говорить о самолете в ценовом диапазоне от $50 тыс. до $0,5 млн, то если человек может позволить себе недешевый автомобиль, то он в состоянии содержать и самолет.

Среди популярных в Украине авиапроизводителей он назвал Cirrus, Piper, Cessna и Beechcraft.

Авиабляхи

Геннадий Хазан, глава Всеукраинской авиационной ассоциации "АОПА-Украина" (объединяет владельцев и пилотов частных воздушных судов) оценил количество купленных и завезенных в Украину частных самолетов приблизительно на таком же уровне, как и в 2019 году.

Читайте также  Бизнес-джеты расправили крылья

По его словам, некоторые ставят их на украинскую регистрацию, но есть часть тех, кто оставляет самолеты на европейской или американской регистрации. Большинство все же предпочитают "прописывать" летательные судна в Украине, отметил в беседе с UBR.ua Хазан.

Он также подчеркнул, что новый самолет покупать "не оптимально". Например, если на вторичном рынке самолет стоит $40 тыс., то цена нового может достигать $600-800 тыс.

Поэтому сравнения с автомобилями в частной авиации не срабатывают. Самолет, которому 40 лет, может выглядеть лучше и пребывать в лучшем состоянии, чем 10-летний авто. Все зависит от того, кто и как летал, где и как содержал аппарат, а также от других многочисленных факторов.

По словам Хазана, подержанную Cessna можно приобрести за $60 тыс. Полетав на ней лет 10 – естественно, потратив деньги на ее надлежащее содержание – можно продать этот самолет за те же $60 тыс. За то же время новый самолет потеряет в стоимости около 35-40%.

Самолеты, выпущенные менее десяти лет тому назад, оборудованы самой современной авионикой, которая сама по себе стоит "бешенных денег", добавил эксперт.

Ан и Ми – самые ходовые

В Государственной авиационной службе на запрос UBR.ua ответили, что при регистрации воздушных судов (ВС) не предусмотрено их распределение на частные или коммерческие.

"В связи с чем предоставить информацию о частных самолетах и вертолетах, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины, не представляется возможным", – заявили в пресс-службе ведомства.

По состоянию на 10 апреля 2021 года в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины зарегистрировано 860 ВС, из которых 578 самолетов и 175 вертолетов.

По данным Госавиаслужбы, самыми распространенными моделями в Государственном реестре гражданских воздушных судов Украины являются Ан-2 (79 ед.) и Ми-2 (41 ед.).

Читайте также  Британские операторы жалуются на ЕС

Ведомство предоставило общую статистику по приросту зарегистрированных в Украине воздушных судов за последние три года:

  • 2020 год – 73;
  • 2019 – 95;
  • 2018 – 92.

Расход топлива

Владимир Васильев по просьбе UBR.ua сравнил топливные расходы на автомобиль и самолет. На дорогу Киев-Львов Toyota Land Cruiser с пятилитровым двигателем "возьмет" 15-20 л топлива на 100 км пути. Самолету потребуется 60 л/100 км, но он летит со скоростью 350-400 км/ч.

Если сравнивать затраты времени и денег, то самолет будет ненамного дороже. "Если вы полетите на бизнес-джете, конечно, это будет дороже", – отметил он.

Директор по маркетингу компании Rotor Алина Скороходова сообщила, что на частном самолете дорога из Харькова (место базирования предприятия) в Киев занимает один час. А добраться практически в любую точку страны можно за 2,5 часа – в зависимости от того, будет ли попутный ветер или нет, сделала оговорку она.

По ее словам, выросло число курсантов в летной школе компании. Люди начали лучше понимать, зачем им лицензия частного пилота. Так легче передвигаться не только по Украине, но и летать за рубеж.

Где и как хранить личные самолеты

Одна из крупнейших баз частной авиации – в Житомире. Количество самолетов там Владимир Васильев оценил в 45-50 единиц.

По 20-30 самолетов базируются и на других аэродромах. Например, возле Киева – в Гоголеве, Теличках, Бузовой, а также – в Коломые (Ивано-Франковская обл.), во Львове, в Полтаве, Харькове, Днепре, Запорожье, Одессе.

Васильев отметил, что в Украине развивается и наземная инфраструктура. "Далеко не единичные случаи, когда люди покупают землю, строят частные аэродромы", – сообщил он.

За последний год такие аэродромы открылись в Подгорье (Ивано-Франковская обл.), в Ровно и под Киевом строятся такие объекты.

Владелец компании-провайдера NetAssist Максим Тульев в 2017 году приобрел в США самолет Mooney M20TN Acclaim Type S. Он предпочитает содержать его в Житомире, который назвал "Меккой малой авиации" в Украине. Туда достаточно просто доехать – всего полтора часа от центра Киева, отметил он.

Читайте также  Яхты и вертолеты: размер имеет значение

По его наблюдениям, количество бортов в этом аэропорту доходит до сотни и за последний год их число выросло примерно в два раза.

Максим Тульев рассказал об еще одном преимуществе путешествий за рубеж на собственном самолете. "Если я прилечу на своем самолете в другую страну – ко мне будут применены правила как для экипажей самолетов, то есть практически нигде нет карантина или требований ПЦР-анализа", – рассказал он.

Каким будет спрос после пандемии

По словам Владимира Васильева, после теракта 11 сентября в 2001 году на general aviation (общепринятый термин для частной авиации) вырос спрос на 450%. В это число вошли как те, кто пожелал купить самолет, так и арендовать его.

Даже если допустить, что пандемия завтра закончится, на восстановление "линейной авиации" потребуются годы, отметил эксперт. Чем дольше тянется пандемия, тем больше банкротится и закрывается авиакомпаний.

В то же время число желающих путешествовать не уменьшается.

Самые популярные самолеты всех времен

По данным The Daily Telegraph, первое место в мире в количественном выражении принадлежит Cessna 172. Начиная с 1956 года и по настоящее время было выпущено около 44 тыс. единиц этой модели.

Второе и третье место заняли боевые машины времен Второй мировой войны: Ил-2 (почти 36,2 тыс.) и Messerschmitt Bf 109 (34,85 тыс.).

Примечательно, что в "десятку" вошли еще по два представителя брендов, популярных в Украине среди авиавладельцев. Это Piper PA-28 series (более 32,7 тыс.), Cessna 150 (31,5 тыс.), Cessna 182 (22,2 тыс.) и Piper J-3 Cub (20 тыс.).

Источник: UBR.UA

Добавить комментарий