Новости

COVID отложил рост деловой авиации в России

Год назад возник вопрос – что дальше, после того как Россия сделала два важнейших шага в сторону нормализации рыночных условий для развития гражданской авиации в России

Автор: Дерек Блум, Партнёр, Atlantic Aviation Legal Services, LLC, Вашингтон, Округ Колумбия; Консультант, Marks & Sokolov, LLC, Москва, Россия

Год назад возник вопрос – что дальше, после того как Россия сделала два важнейших шага в сторону нормализации рыночных условий для развития гражданской авиации в России. Первым шагом было прекращение коммерческого использования самолётов с иностранной регистрацией, не прошедших таможенную очистку, на чартерных рейсах в пределах России и других стран Евразийского экономического союза. Вторым шагом стало освобождение от ввозного НДС, которое было введено в виде новой нулевой (0%) ставки НДС на импорт гражданских самолётов с 1 января 2020 года.

Тем не менее, смотря вперёд в 2021 год и далее, есть основания полагать, что пандемия коронавируса всего лишь отложила экономическое обоснование импорта большего количества иностранных бизнес-самолётов в Россию. Объём полётов деловой авиации внутри России в августе 2020 года увеличился на 33% по сравнению с августом 2019 года. Из увеличившегося объема рейсов 29,5% — внутренние рейсы по России.По состоянию на 1 декабря 2020 года ситуация заключается в том, что в течение 2020 года в Россию было ввезено крайне небольшое количество бизнес-джетов. Согласно располагаемой информации, всего три (3) самолёта смогли воспользоваться освобождением от ввозного НДС и отсутствием незаконной конкуренции со стороны самолётов с иностранной регистрацией. Преимущество освобождения от ввозного НДС и устранения незаконной конкуренции было нивелировано экономической ситуацией вокруг пандемии коронавируса.

Основываясь на данных за восемь месяцев 2020 года, можно предположить, что уровень роста спроса на полёты бизнес-авиации в годовом выражении, когда он станет известен в начале 2021 года, укажет на убедительные аргументы в пользу ввоза в Россию большего количества бизнес-самолётов. Большее количество самолётов может выгодно использоваться на коммерческих рейсах внутри России и других стран Евразийского экономического союза, а также для доставки пассажиров в аэропорты-хабы для пересадок на бизнес-джеты с иностранной регистрацией.

Как и год назад, представляется возможным многое из того, что ранее считалось нецелесообразным из-за ввозного НДС и повсеместности незаконных чартерных рейсов. Активные участники рынка, несомненно, найдут жизнеспособные пути развития авиационного бизнеса в России. Так же вероятно, что первые, кто воспользуется преимуществами новых налоговых и нормативных условий, будут вознаграждены, когда макроэкономическая ситуация в стране улучшится.

Читайте также  Биотопливо в авиации. Эко-мода или необходимость?

Иностранные бизнес-джеты, ввезённые и зарегистрированные в России

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) публикует список зарегистрированных в России воздушных судов и их российских эксплуатантов (далее –«Перечень коммерческих эксплуатантов»). См.: https://favt.gov.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestr-komercheskie-perevozki/. Текущая версия Перечня коммерческих эксплуатантов включает операторов иностранных бизнес-джетов, турбовинтовых самолётов и вертолётов, зарегистрированных в России по состоянию на 2 сентября 2020 года, включая авиакомпании, эксплуатирующие коммерческие авиалайнеры.

Нижеследующая выдержка из Перечня коммерческих эксплуатантов исключает коммерческие авиакомпании и авиалайнеры и показывает, что следующие бизнес-самолёты, турбовинтовые самолёты и вертолёты были зарегистрированы в России и эксплуатируются следующими операторами по состоянию на 2 сентября 2020 года. Данный список включает, но отдельно не выделяет бизнес-джеты, импортированные в Россию в течение 2020 года.

Согласно моему понимаю, только следующие три (3) самолёта из нижеприведённой таблицы были впервые ввезены в Россию в течение 2020 года: один Falcon 7X и один Gulfstream G650, эксплуатируемые «Авиакомпанией «Северо-Запад», и один Hawker 800XP, эксплуатируемый Вельталь-Авиа.

Игорь Артемьев, член руководства компании «Джет Экспресс», сообщил автору в телефонном интервью: «Очевидно, что с наступлением 1 января 2020 года поток бизнес-джетов на российские сертификаты эксплуатантов не возрос. Напротив, очень мало самолётов было ввезено в Россию в течение 2020 года».

Александр Евдокимов, генеральный директор компании Джет Трансфер, прокомментировал: «Фактор исключения импортного НДС, на мой взгляд, является одним из основных, которые, безусловно, увеличат количество самолётов, владельцы которых предпочтут российскую регистрацию. Но не ждите мгновенный эффект. Наши клиенты, которые хотят воспользоваться этими преимуществами, начнут активные действия позже. Скорее всего, в 2021 году».

В дополнение к представленной в Перечне коммерческих эксплуатантов информации, по меньшей мере один Hawker 800XP и, вероятно, второй Hawker 800XP были ввезены и зарегистрированы в России компанией «Вельталь-Авиа». Эти самолёты не включены в Перечень коммерческих эксплуатантов Росавиации по состоянию на 2 сентября 2020 года. В октябре 2020 года компания Вельталь-Авиа анонсировала чартерным брокерам, что увеличила флот, который ныне состоит из трёх самолётов Hawker 700 и двух Hawker 800XP, и ещё два дополнительных судна планируются к вводу в эксплуатацию позже в 2020-2021 году, и что все самолёты доступны для коммерческих полётов. Данные Hawker 800XP и их бортовые номера приведены здесь: https://aviapages.com/company/weltall-group/, однако пока не отображены на веб-сайте компании: https://weltall.ru/aircraft/#. Только три этих самолёта внесены в Перечень коммерческих эксплуатантов Росавиации.

Читайте также  ТВМ получают российскую прописку

№(п/п в Списке операторов)

Наименование эксплуатанта / Аэропорты базирования

Эксплуатируемые иностранные воздушные суда / Типы и количество ВС по состоянию на 2 сентября 2020 г.

1 (2)

Авиа Менеджмент Груп /

Москва (Внуково)

 

EMB135BJ

2 (5)

Авиасервис /
Москва (Внуково), Казань

CL-600-2B16 (1), CL-600-2B16 (CL-604)  (2), CL-600-2B16 (CL-605/650)  (1), CL-600-2B19 (CL-850)  (1), FALCON-7X  (2)

 

3 (7)

АвиаТИС /

Москва (Шереметьево)

AW109SP (1), AW139 (1), BD-100-1A10 (CL-300) (1), EC-155 (2), FALCON-7X (1), Model 390 Premier IA (1)

 

4 (8)

Авиашельф / Южно-Сахалинск

 

AW189 (1)

5 (20)

Арт Авиа /

Москва (Внуково), Сочи

AW109SP (4), AW139 (7), AW189 (5), DHC-6 Series 400

 

6 (24)

АэроГео / Красноярск

AS-350B3 (1), Bell 429 (1), Cessna T206H (2), Cessna 208B (3), EC-120B (2), PC-12/47 (1), R-44-II (3)

 

7 (32)

Вельталь-Авиа / Москва (Внуково), Омск

HS-125-700B (Hawker) (3)

 

8 (36)

Газпромавиа / Москва (Внуково, Остафьево)

B-737-7HD (1), B-737-700 (2), FALCON 900EX EASy (4), FALCON-7X (4), FALCON-900B (2)

 

9 (39)

ГРАНАТ / Владивосток

AS 350 B3 (Eurocopter)

 

10 (43)

Джет Эйр Груп /

Москва (Шереметьево)

 

EMB-135BJ (1), Gulfstream GVI (G650) (1), Gulfstream GV-SP (G550) (1)

11 (44)

Джет Экспресс / Казань, Москва (Шереметьево)

 

BD-100-1A10 (CL-300) (1), Hawker 750 (1)

12 (49)

ИрАэро / Иркустк, Москва (Внуково)

 

CL-600-2B19 (CRJ-200LR) (1)

13 (50)

Казанское Авиапредприятие / Казань

 

Bell 429 (1)

14 (57)

ЛУКОЙЛ-АВИА /

Москва (Шереметьево)

 

B300 Beechcraft Super King Air

15 (59)

Меридиан / Москва (Внуково)

 

CL-600-2B16 (CL-605/650) (1), G450 (3)

16 (72)

Специальный лётный отряд «Россия» / Москва (Внуково)

 

AW139 (3), A-319-115 (2), FALCON-7X (2)

17 (75)

РусДжет / Москва (Внуково)

 

FALCON-900EX (1)

 

18 (76)

РусЛайн / Москва (Внуково)

 

CL-600-2B19 (CRJ-100ER) (2), CL-600-2B19 (CRJ-100LR) (6), CL-600-2B19 (CRJ-200LR) (6)

 

19 (77)

Русские вертолётные системы / Тверь

 

AW139 (2)

20 (78)

Руссэйр / Санкт-Петербург (Пулково)

 

AW139 (2), EC-155 (1)

21 (80)

Северо-Запад / Санкт-Петербург (Пулково)

 

AW139 (2), FALCON-7X (1), Gulfstream GVI (G650) (1)

22 (81)

Северсталь / Череповец

 

CL-600-2B19 (4)

23 (84)

СИРИУС-АЭРО / Москва (Внуково)

 

EMB-135/145 (4), Hawker 1000 (1), Hawker 750 (4), Hawker 850 XP (1)

 

24 (86)

СкайЛайт / Иваново

 

EC 130 T2 (2)

25 (87)

СКОЛ / Красноярск

Читайте также  Для Kodiak 100 скоро будет доступен MT-Propeller

AS-350B3 (2), Cessna 208B (3), L-410 UVP-E20 (5)

26 (90)

Тулпар Эйр / Казань

BD-100-1A10 (1), BD-700-1A10 (Global6000) (1), BD-700-1A11 (1), CL-600-2B19 (CL-850) (1)

 

27 (91)

Турухан / Сургут

Gulfstream GVI (G650) (1), Gulfstream IV-SP (1), Gulfstream V-SP (1)

 

28 (98)

Эйр Экспресс / Воронеж

BAe.125 800B (1)

 

29 (100)

ЮВТ АЭРО / Казань

Bell 429 (1), CL-600-2В19 (7)

 

30 (101)

ЮТэйр / Сургут

BD-100-1A10 (CL-300) (1)

 

31 (106)

Ямал АТК / Москва (Домодедово)

CL-600-2B19 (CL-850)  (1), CL-600-2B19 (CRJ-200LR)  (3)

Растущий спрос на чартерные рейсы в России

В сентябре 2020 года Внуково-3 опубликовало информацию о том, что количество выполненных рейсов во Внуково-3 в августе увеличилось на 33% по сравнению с 2019 годом. См.: http://www.vnukovo.ru/en/press/news/the-number-of-flights-served-in-vnukovo-3-in-august-increased-by-33/

Внуково-3 сообщило, что в августе 2020 года обслужило 3707 рейсов, что на 33% больше, чем за тот же период в 2019 году. Из них 2619 рейсов были выполнены по международным направлениям, а 1088 – по внутренним. По сравнению с августом 2019 года пассажиропоток Внуково-3 увеличился на 43% и составил 13 192 пассажира.

Игорь Артемьев сообщает, что чартерный бизнес в России неожиданно выиграл от пандемии. Компания «Джет Экспресс» вышла на рынок внутренних чартерных перевозок в середине лета и отметила гораздо более высокий спрос на чартер летом и осенью, чем предполагалось в бизнес-плане, и выполнила большое количество внутренних рейсов для клиентов, впервые воспользовавшихся услугами бизнес-авиации. Такие клиенты раньше летали бизнес-классом, но в связи с пандемией воспользовались чартерами. Пилоты превысили запланированное количество часов налета в месяц более чем в два раза – до максимально разрешённых 90 часов в месяц.

Таким образом, по состоянию на 1 декабря 2020 года, российские граждане, приобретающие самолёты, в основном регистрируют их за пределами Российской Федерации. Однако спрос на чартерные рейсы бизнес-самолётов внутри России и Евразийского экономического союза показывает положительную динамику, что должно послужить убедительным обоснованием для ввоза и регистрации дополнительных бизнес-самолётов в России.

Добавить комментарий